В целях реализации комплексного плана мероприятий по созданию условий для профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях, подведомственных Южному управлению министерства образования и науки Самарской области, организован и проведен мониторинг «Профессиональные планы, профиль обучения и выбор профессии обучающимися 9 классов ОО Южного управления МОиН Самарской области».

Доля обучающихся 9-ых  классов, принявших участие в мониторинге,  составила по Южному управлению МОиН СО 98,3 % от общего количества обучающихся 9 классов.

Современный мир предъявляет новые профессиональные требования к молодому поколению. Такая тенденция обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе, научно-техническим прогрессом, потребностью в высококвалифицированных специалистах, появлением новых профессий на рынке труда. С целью  достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности, современным подросткам надо  быть более мобильными, гибкими, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней.  Для подростков выбор профессии — важный шаг их профессионального будущего. В ходе  исследования  обучающимся  9 классов ОО Южного управления  было предложено ответить на  вопросы  анкеты.

Сводные результаты  по округу позволяют сделать  выводы:

  1. Определены профессиональные планы обучающихся, дальнейшие маршруты профессионального выбора. Доля определившихся в выборе профессии и образовании  составила 54 % от общего количества опрашиваемых обучающихся 9-ых классов ОО Южного управления МОиН СО.
  2. Наибольшее предпочтение обучающиеся 9-ых классов отдают образовательным учреждениям уровня колледжа, техникума. Доля обучающихся, планирующих обучение в техникуме, колледже,  составила по округу 63% от общего количества опрашиваемых девятиклассников.
  3. Доля обучающихся, планирующих продолжать обучение в 10 классе, составила 27 % от общего количества опрашиваемых  обучающихся 9-ых классов ОО Южного управления МОиН СО.
  4. Доля обучающихся, планирующих «не обучаться, а работать», составила 2 % от общего количества опрашиваемых обучающихся 9-ых классов ОО Южного управления МОиН СО.
  5. Доля  не определившихся с выбором пути получения  профессии по округу составила 8 % от общего количества участников мониторинга.
  6. По итогам окружного исследования у обучающихся девятых классов Южного управления, планирующих продолжить обучение в 10 классе,  доминирует  гуманитарный профиль, на втором месте – естественнонаучный, далее технологический  и социально –экономический профили, замыкает рейтинг универсальный профиль.
  7. В приоритете у обучающихся, планирующих продолжить обучение в ПОО, находится технологический профиль, далее следует  социально-экономический  профиль, менее значимыми оказались естественнонаучный, универсальный, гуманитарный.
  8. Участники мониторинга соотносят выбор профиля с дальнейшей траекторией профессионального пути. Показатель «этот профиль связан с моей будущей профессией» находится в начале рейтинга:  57% от общего количества участников мероприятия, планирующих продолжить обучение в 10 классе, сделали данный выбор.
  9. В округе имеются 4% от общего количества участников мероприятия, планирующих продолжить обучение в 10 классе, которые не смогли объяснить выбор профиля обучения.
  10. Данные окружного мониторинга позволили выявить основные тенденции профессионального выбора, наиболее предпочитаемые сферы профессиональной деятельности, ранжировать профессиональные предпочтения обучающихся 9 классов округа. В начале рейтинга находятся следующие сферы профессиональной деятельности: IT- сфера и здравоохранение (по 10 % от общего количества участников исследования соответственно), армия, полиция, промышленное производство (9 % от общего количества участников исследования соответственно), образование (7 %), транспорт и связь, культура и спорт (по 6 % соответственно). Замыкают рейтинг следующие сферы профессиональной деятельности: финансовые услуги (3 %от общего количества участников исследования), банковское дело и страхование сфера быта и услуг, энергетика (выработка электроэнергии, газа и воды), оптовая и розничная торговля (по 2% соответственно),  ж/д транспорт, научные исследования (по 1% соответственно). Сферы профессиональной деятельности, к которым обучающиеся на момент анкетирования не проявили интереса, отсутствуют.
  11. Доля обучающихся, которые на момент проведения мониторинга не определились со сферой профессиональной деятельности, от общего количества участников исследования  составила по округу 15 %.
  12. Приоритетными показателями при выборе профессии для обучающихся 9 классов округа стали «высокая заработная плата», «карьерный рост», «престижность профессии».

 

Наверх