Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
___________________________________________________
ВУД Программа курса внеурочной-деятельности. Функциональная-грамотность учимся для жизни
___________________________
Отчет по работе ГБУ ДПО СО «Большеглушицкий ресурсный центр» по направлению «Формирование и развитие функциональной грамотности в 2023-2024 учебном году»
Презентация «Об итогах мониторинга уровня сформированности функциональной грамотности в 2023 году
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Об итогах общероссийских диагностических работ и подготовке к общероссийскому исследованию по модели PISA
Распоряжение № 952-р от 12.09.2023 года Министерства образования и науки Самарской области «Об итогах регионального марафона по функциональной грамотности для обучающихся 6-8-х классов общеобразовательных организаций в Самарской области»
Приложение к письму ГАО ДПО СО ИРО №295 от 20.06.2022 года
Программа курса «Развитие креативного мышления обучающихся (7-9 кл)
Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся (5-9 кл)
_____________________________________________________________________________________
БАНК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Модуль «математическая грамотность»
Педагогическая разработка . Задача «Путешествие в Санкт-Петербург на развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы»
Модуль «математическая грамотность»
Задача на развитие функциональной грамотности «Мозаика». Модуль «Основы математической грамотности»
Задача на развитие функциональной грамотности «Запыленность воздуха на пришкольной территории» Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Конкурсная работа «Развитие функциональной грамотности на уроках математики»
2022 год
Педагогический проект «Модель формирования функциональной грамотности как один из механизмов для повышения качества общего образования»
Индивидуальный проект по развитию математической грамотности у обучающихся основной школы
Индивидуальный проект по развитию функциональной грамотности младших школьников через проектную деятельность
Индивидуальный проект по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы «Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках литературы и на занятиях по функциональной грамотности в основной школе»
2021 год
Педагогический проект по формированию, развитию и оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы.
Педагогический проект: Создание «Школы функциональной грамотности» для повышения образовательных результатов в предметной области «Математика и информатика»
Контекстная учебная задача-тренажер «Выгодная покупка» по математике, способствующая формированию и развитию математической грамотности обучающихся 7-8 классов
_____________________________________________________________________________________
ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Материалы для оценки функциональной грамотности школьников
Уважаемые коллеги, пройдя по ссылкам, Вы можете выбрать ситуационную контекстную задачу, которая поможет вам при формировании развитии функциональной грамотности обучающихся.
2022 год
Задачи на формирование функциональной грамотности. Модуль «Математическая грамотность»
Задача на формирование функциональной грамотности. Модуль «Естественнонаучная грамотность». Задача «Лихеноиндексация»
Задача на формирование функциональной грамотности. Модуль «Естественнонаучная грамотность». Задача «Микробиологический состав воздуха»
2021 год
Задачи на формирование функциональной грамотности. Модуль «Математическая грамотность» (2021 год)
Задачи на формирование функциональной грамотности. Модуль «Естественнонаучная грамотность» (2021 год)
Задачи на формирование функциональной грамотности. Модуль «Основы читательской грамотности» (2021 год)
2020 год
Задачи на формирование функциональной грамотности. Модуль «Естественнонаучная грамотность» (2020 год)
Задачи на формирование функциональной грамотности. Модуль «Основы читательской грамотности» (2020 год)
Модельная карта «Комплекс учебных заданий по математике под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся» (Шидловская Е.А.)
Модельная карта «Комплекс учебных заданий по формирования и развитию функциональной грамотности обучающихся» (Сафиулина Р.М.)
Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов
Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» — Центр оценки качества образования http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018.html
Сайт СИПКРО «Функциональная грамотность» http://www.sipkro.ru/index.php/1381-fgo
_____________________________________________________________________________________
АНАЛИЗ РАБОТЫ
_____________________________________________________________________________________
Аналитический отчет по итогам работы ГБУ ДПО СО «Большеглушицкий ресурсный центр» за 2022-2023 ученый год по формированию, развитию ФГ обучающихся ОО Южного округа
Анализ окружного мониторинга по функциональной грамотности (ЕНГ) обучающихся 8 классов Южного управления министерства образования и науки Самарской области (январь, 2023)
Результаты выполнения мониторинга по функциональной грамотности обучающимися 9-х классов ОО Южного округа
Анализ регионального мониторинга по функциональной грамотности (ЕНГ, ЧГ, МГ) обучающихся 9 классов Южного управления министерства образования и науки Самарской области (октябрь, 2022)
Анализ работы по функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году
Оценка процесса формирования функциональной грамотности обучающихся 8-11 классов ОО Южного управления (15-летних подростков на 01.04.2022 года) согласно данным текущего внутришкольного мониторинга
Аналитическая справка по итогам окружного мониторинга читательской грамотности обучающихся 9 классов ОО Южного управления
Аналитическая записка по итогам работы ГБУ ДПО СО «Большеглушицкий ресурсный центр» за 2021 год по развитию функциональной грамотности.
Аналитическая справка по итогам регионального мониторинга сформированности читательской, математической, естественнонаучной и креативной грамотности обучающихся 9-х классов Южного управления министерств образования и науки Самарской области
Результаты мониторинга по функциональной грамотности декабрь 2021 г.
_____________________________________________________________________________________
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОКРУЖНЫЕ МОНИТОРИНГИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Итоги регионального методического аудита по ФГ. Готовность педагогов к ФГ
Внутришкольный мониторинг ЧГ, МГ, ЕНГ 8-11 классов (январь 2022 г.)
Региональный мониторинг сформированности ЧГ, МГ ЕНГ обучающихся 9 классов (декабрь 2021 г.)
Экспертиза рабочих программ по функциональной грамотности
Мониторинг использования интерактивных платформ
Конкурс педагогических проектов по функциональной грамотности ООО/НОО в 2022 году
Окружной мониторинг ЕНГ, ЧГ обучающихся 7 классов
Окружная диагностическая работа по функциональной грамотности обучающихся 6 классов
Приказ ГБУ ДПО СО «Большеглушицкий ресурсный центр» №19 од от 01.04.2022 года «О проведении окружного методического аудита в ОО Южного управления»
Приказ «Об итогах внутришкольного текущего мониторинга обучающихся 8,9,10,11 классов -участников международного тестирования PISA-2022»
Приказ о проведении окружного мониторинга математической грамотности, читательской грамотности обучающихся 9 классов Южного управления МО и Н СО
Приказ об итогах окружного (выездного) мониторинга математической грамотности, читательской грамотности обучающихся 9 классов Южного управления МО и Н СО
Программа окружного семинара по теме: «Итоги окружного (выездного) мониторинга степени сформированности математической грамотности, читательской грамотности обучающихся 9 классов
Аналитическая справка по итогам окружного мониторинга математической грамотности, читательской грамотности обучающихся 9 классов ОО Южного управления
Отчет по результатам проведения окружного мониторинга формирования естественнонаучной грамотности обучающихся 5 классов ОО Южного управления МОиН СО
Ведомость результатов диагностической работы 5 класс
Отчет по результатам проведения окружного мониторинга формирования естественнонаучной, читательской грамотности обучающихся 6 классов ОО Южного управления МОиН СО
Отчет по результатам проведения окружного мониторинга формирования математической грамотности обучающихся 7 классов ОО Южного управления МОиН СО
Ведомость результатов мониторинга основного тестирования по математической грамотности в 7 классах
Протокол результата выполнения основного тестирования по математической грамотности в 7 классах
Отчет по результатам проведения регионального мониторинга формирования математической грамотности обучающихся 8 классов ОО Южного управления МОиН СО
Ведомость результатов мониторинга основного тестирования по математической грамотности в 8 классах
Аналитическая справка по итогам регионального мониторинга сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся 8-х классов Южного управления Самарской области
_____________________________________________________________________________________
СЕМИНАРЫ, СОВЕЩАНИЯ
2023 год
Программа методического дня по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Программа семинара по теме: Экономическое воспитание как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста»
Программа вебинара по теме: «Итоги окружного мониторинга естественнонаучной грамотности в 8-х классах Южного округа»
Программа семинара по теме: «Мастер-класс для молодых педагогов по составлению и применению ситуационных задач, направленных на формирование, развитие и оценку функциональной грамотности в рамках урочной деятельности»
Программа семинара по теме: «Трансляция лучших педагогических практик по вопросу формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся (из опыта работы)
Программа семинара по теме: Работа по развитию естественнонаучной грамотности на уроках биологии, химии, физике»
Программа семинара по теме: «Презентация лучших педагогических практик по формированию. развитию и оценке функциональной грамотности обучающихся начальной и основной школ»
Программа семинара по теме: «Формирование основ естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста»
Программа совещания по теме: «Итоги регионального мониторинга степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся 9 классов ОО Южного управления»
2022 год
Программа окружного семинара по теме: «Готовимся к PISA-2025. ЕНГ в урочной и во внеурочной деятельности»
Программа окружного семинара по теме: «Формирование, развитие и оценка функциональной грамотности обучающихся»
Программа окружного семинара по теме: «Формирование функциональной языковой грамотности и культуры мышления на уроках филологического цикла»
Программа информационного совещания руководителей учебно-методических объединений»
Программа окружного семинара по теме: «Учим быть успешными. Формирование ФГ средствами курсов учебных предметов начальных классов»
Программа окружного методического семинара по теме: «Комплексная работа педагогов по формированию и развитию функциональной грамотности»
Групповая консультация по теме: «Анализ учебно-методической литературы, пособий, направленных на формирование и развитие ФГ.
Программа окружного методического семинара по теме: «Создание Школы функциональной грамотности для повышения образовательных результатов предметной области «Математика и информатика»
Программа методического семинара по теме: «Особенности разработки заданий на материале разных предметов и использование их в практической деятельности в рамках изучения предметов ЕНЦ»
Программа совещания по теме: «Итоги окружного мониторинга уровня сформированности ЕНГ, читательской грамотности обучающихся 6 класса»
Программа окружного семинара по теме: «Итоги регионального мониторинга уровня сформированности математической грамотности и читательской грамотности обучающихся 8 классов»
Программа окружного методического семинара «Формирование функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста как инструмент повышения качества дошкольного образования»
Программа выступления учителей – предметников на секции «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся» в рамках окружных УМО
_____________________________________________________________________________________
ИНФОРМАЦИЯ, КОНКУРСЫ, ВЕБИНАРЫ, МАРАФОНЫ
Протокол окружного вебинара по теме: «Итоги окружного мониторинга естественнонаучной грамотности в 8 классах Южного округа»
Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 08.09.2022 года № 835-р «Об итогах регионального марафона по функциональной грамотности для обучающихся 6-8х классов ОО Самарской области в 2022 году»
Информация об участии в дистанционном и очном этапе регионального марафона по функциональной грамотности обучающихся 6-8х классов ОО Южного управления»
Алгоритм работы на интерактивной платформе РЭШ
Вопросы содержания и управления методической работы по функциональной грамотности
Исследования готовности педагогов к образовательной деятельности, направленной на формирование функциональной грамотности
Презентации с семинара-совещания «Международные исследования» Колесникова Н.Б.
Руководство пользователя. Платформа Просвещение
Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 20.05.2022 года №548-р «О проведении регионального марафона по функциональной грамотности для обучающихся 6-8 классов общеобразовательных организаций в Самарской области»
Положение о региональном марафоне ФГ для обучающихся 6-8 классов общеобразовательных организаций в Самарской области
Распоряжение ГАУ ДПО СО ИРО от 06.05.2022 года № 18 «О проведении областного конкурса проектов по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной /основной школы в 2022 году.
Положение о конкурсе проектов по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной/основной школы
Программа мероприятий в рамках проведения конкурса проектов по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной/основной школы — 2022
Положение об окружном этапе конкурса педагогических проектов по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной/основной школы и разработок контекстных (ситуационных) задач по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся начальной и основной школы
Рейтинг участников окружного конкурса по функциональной грамотности
Информационное письмо о проведении региональной конференции «Лучшие практики формирования функциональной грамотности обучающихся на уровне начального и основного общего образования»
Положение об окружном конкурсе лучших практик дошкольного образования в сфере финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Программа повышения квалификации «Система образовательных достижений школьников на основе методологии и инструментария международных исследований (на примере функциональной грамотности)
Информационное письмо о формировании групп обучающихся по подготовке к PIZA
Распоряжение министерства образования и науки Самарской области № 437-р от 06.05.202 года «О проведении регионального марафона по функциональной грамотности для обучающихся 6-8-х классов общеобразовательных организаций Самарской области»
Распоряжение ГАУ ДПО СО «Институт развития образования» № 24 от 16.09.2021 «О проведении областного конкурса педагогических проектов по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной/основной школы — 2021
Положение о конкурсе педагогических проектов по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной/основной школы — 2021
Программа мероприятий в рамках проведения конкурса педагогических проектов по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной/основной школы — 2021
Информация об итогах окружного конкурса ДОО функциональная грамотность
Информация о марафоне развития по функциональной грамотности школьников
Письмо СИПКРО №301 от 14.09.2020 года о разработанных материалах для проведения региональных мониторингов
Письмо СИПКРО № 260 от 16.06.2021 года о проведении исследования, изучающего готовность педагогов Самарской области к образовательной деятельности, направленной на подготовку обучающихся к международным исследованиям
Список участников регионального марафона по функциональной грамотности — 2021, приглашенных к участию в заключительном (очном) этапе по итогам первого (отборочного) этапа
Письмо министерства образования и науки Самарской области 16/3099 от 20.09.2019 года «О разработке материалов для обучающихся 5-7 классов по шести направлениям»
_____________________________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Развитие глобальной грамотности учащихся в урочной и внеурочной деятельности
Карта анализа занятия по внеурочной деятельности, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся
Письмо ИРО № 371 от 29.08.2022 года учебно-методические пособия для педагогических работников «Формирование и диагностика естественно-научной грамотности: физические и технические системы»
Методические пособия для педагогов по функциональной грамотности
Методика самооценки уровня функциональной грамотности
Занятия по формированию математической грамотности
Методические пособия: программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», тренажер для школьников «Функциональная грамотность» Авторы: Буряк Мария Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков, Большечерниговского района Самарской области, Шейкина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
Алгоритм развития интереса обучающихся к познавательной деятельности
Категория учебных целей при выполнении ситуационных задач
Конструктор задач на развитие и оценку компетенций