В целях реализации комплексного плана мероприятий по созданию условий для профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях, подведомственных Южному управлению министерства образования и науки Самарской области, организован и проведен мониторинг «Профессиональные планы, профиль обучения и выбор профессии обучающимися 9 классов ОО Южного управления МОиН Самарской области».
Доля обучающихся 9-ых классов, принявших участие в мониторинге, составила по Южному управлению МОиН СО 98,3 % от общего количества обучающихся 9 классов.
Современный мир предъявляет новые профессиональные требования к молодому поколению. Такая тенденция обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе, научно-техническим прогрессом, потребностью в высококвалифицированных специалистах, появлением новых профессий на рынке труда. С целью достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности, современным подросткам надо быть более мобильными, гибкими, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Для подростков выбор профессии — важный шаг их профессионального будущего. В ходе исследования обучающимся 9 классов ОО Южного управления было предложено ответить на вопросы анкеты.
Сводные результаты по округу позволяют сделать выводы:
- Определены профессиональные планы обучающихся, дальнейшие маршруты профессионального выбора. Доля определившихся в выборе профессии и образовании составила 54 % от общего количества опрашиваемых обучающихся 9-ых классов ОО Южного управления МОиН СО.
- Наибольшее предпочтение обучающиеся 9-ых классов отдают образовательным учреждениям уровня колледжа, техникума. Доля обучающихся, планирующих обучение в техникуме, колледже, составила по округу 63% от общего количества опрашиваемых девятиклассников.
- Доля обучающихся, планирующих продолжать обучение в 10 классе, составила 27 % от общего количества опрашиваемых обучающихся 9-ых классов ОО Южного управления МОиН СО.
- Доля обучающихся, планирующих «не обучаться, а работать», составила 2 % от общего количества опрашиваемых обучающихся 9-ых классов ОО Южного управления МОиН СО.
- Доля не определившихся с выбором пути получения профессии по округу составила 8 % от общего количества участников мониторинга.
- По итогам окружного исследования у обучающихся девятых классов Южного управления, планирующих продолжить обучение в 10 классе, доминирует гуманитарный профиль, на втором месте – естественнонаучный, далее технологический и социально –экономический профили, замыкает рейтинг универсальный профиль.
- В приоритете у обучающихся, планирующих продолжить обучение в ПОО, находится технологический профиль, далее следует социально-экономический профиль, менее значимыми оказались естественнонаучный, универсальный, гуманитарный.
- Участники мониторинга соотносят выбор профиля с дальнейшей траекторией профессионального пути. Показатель «этот профиль связан с моей будущей профессией» находится в начале рейтинга: 57% от общего количества участников мероприятия, планирующих продолжить обучение в 10 классе, сделали данный выбор.
- В округе имеются 4% от общего количества участников мероприятия, планирующих продолжить обучение в 10 классе, которые не смогли объяснить выбор профиля обучения.
- Данные окружного мониторинга позволили выявить основные тенденции профессионального выбора, наиболее предпочитаемые сферы профессиональной деятельности, ранжировать профессиональные предпочтения обучающихся 9 классов округа. В начале рейтинга находятся следующие сферы профессиональной деятельности: IT- сфера и здравоохранение (по 10 % от общего количества участников исследования соответственно), армия, полиция, промышленное производство (9 % от общего количества участников исследования соответственно), образование (7 %), транспорт и связь, культура и спорт (по 6 % соответственно). Замыкают рейтинг следующие сферы профессиональной деятельности: финансовые услуги (3 %от общего количества участников исследования), банковское дело и страхование сфера быта и услуг, энергетика (выработка электроэнергии, газа и воды), оптовая и розничная торговля (по 2% соответственно), ж/д транспорт, научные исследования (по 1% соответственно). Сферы профессиональной деятельности, к которым обучающиеся на момент анкетирования не проявили интереса, отсутствуют.
- Доля обучающихся, которые на момент проведения мониторинга не определились со сферой профессиональной деятельности, от общего количества участников исследования составила по округу 15 %.
- Приоритетными показателями при выборе профессии для обучающихся 9 классов округа стали «высокая заработная плата», «карьерный рост», «престижность профессии».